Я, как человек, начинавший снимать ещё в пленочные времена, можно даже сказать что воспитанный на пленке, как и большинство фотографов, «вышедших» из пленочного времени, заметил одну весьма пагубную специфику «цифры». А именно метод «поливай и молись», «Spray & Pray» если брать оригинал.

 

Даже в пленочное время, репортажные фотографы, зачастую снимали все и вся, не считая роликов пленки, в надежде, что в итоге получится то, что купит издатель или заказчик.

Но были и те фотографы, которые… Это нельзя назвать «экономили пленку», я бы это назвал «обдумыванием кадра»… Так вот, были и те фотографы, которые думали над каждым кадром.

Сейчас же, в нынешнее время с приходом цифры, когда не надо считать оставшиеся взяты с собой ролики пленки, ведь флеш-карточки на сегодняшний день все емче и стоимость одного мегабайта всем ниже, и на одну карточку вмещается несколько сотен, а то и тысяч кадров. Все меньше и меньше тех фотографов, которые обдумывают кадр перед тем, как нажать на спуск. И все больше тех, которые действуют по методу «поливай и молись» (Spray & Pray). И все больше я слышу тех, кто говорит, что мол, мы отснимем несколько сотен кадров, и потом будет что выбрать. В результате все больше и больше предложений, например «Часовая фотосессия, вы получаете 50 фотографий».

Один час это 60 минут, значит получается что один кадр делается чуть больше чем в минуту. О какой подготовке кадра может идти речь при таком цейноте времени? И в результате получается, что на карточке много кадров, мало отличающихся друг от друга, но выбрать не из чего. Потому что, то модель не удачно посмотрела, то неудачно рука легла, то фон неудачный и из головы модели «растет» столб. А все из-за того, что вместо того, что бы посмотрев в видоискатель на секунду задуматься «а что же мне не нравится на этом кадре», и может быть, попросить модель поправить прическу, или слегка подвинуть руку, а может перенести вес тела с одной ноги на другую, все равно, снова и снова нажимается спуск.

Да, я понимаю, что практически на любой фотографии можно найти те или иные недостатки, идеала, как известно, не существует. Но ведь стремиться к идеалу необходимо.

А ведь приучить себя смотреть в видоискатель не только на модель, но и на то, какую именно позу модель заняла, и что в ней можно изменить к лучшему, на фон, на общюю композицию, не так уж сложно. Достаточно лишь первое время начать задумываться об этом, и в дальнейшем ваш мозг, привыкнув к такому упражнению, будет сам подсказывать, что не так в том или ином кадре, что вызывает дисгармонию.