Довольно часто в интернете на различных форумах сравнивают пленочную фотографию и цифровую, и чтобы не писать каждый раз одно и тоже, постараюсь все свести в одну статью. Возможно, даже дополняемую и редактируемую с течением времени.

 

Давайте сначала вспомним «пленочное время» и посмотрим на график характеристической кривой фотоплёнки. Это будет график зависимости плотности негативного изображения на пленке в зависимости от экспозиции (количества падающего света). По горизонтальной оси H у нас расположена экспозиция, по вертикально оси D – плотность.

график характеристической кривой фотоплёнки

Перед нами так называемая S-образная кривая. В самом начале у нас расположена область вуали D0. Затем после точки D0+0.1 можно выделить участок нелинейного нарастания, приблизительно до точки D1. От точки D1 до точки D2 у нас условно прямолинейный участок. И ещё дальше, от точки D2 до Dmax-0.1 снова характеристика не линейная, вплоть до точки максимального насыщения Dmax.

Пунктирной линией, приблизительно совпадающей с линейным участком, на графике обозначена условная, теоретическая прямая зависимости плотности изображения в зависимости от экспозиции. По её углу наклона (обозначено сиреневым) судят о контрастности фотоматериала.

Так вот, при использовании фотопленки в съемочном процессе экспозицию выставляют так, что бы основной сюжетный объект расположился в диапазоне D1-D2, который на графике отмечен синим диапазоном L(кроме специальных случаев, как например «низкий ключ» (low key), «высокий ключ» (high key) и т.д.). Ведь именно на этом участке характеристика приближена к линейной.

Что же касается диапазона Lmax, отмеченного красным, то это так называемая «полезная фотографическая широта» материала, которая отвечает «полезному интервалу экспозиций». Тут уже включены нелинейные участки D0+0.1 - D1 и D2 - Dmax-0.1. И именно благодаря этим участкам пленка «прощает» ошибки экспозиции. Область средних тонов просто смещается вверх (при передержке) или вниз (при недодержке) по характеристической кривой фотопленки, и пусть там низкая контрастность и нелинейный участок, но все же хоть какое-то изображение в результате можно получить.

Для сравнения давайте наложим сверху характеристическую кривую некой цифровой матрицы, с таким же диапазоном Lmax и таким же углом наклона линейной характеристики. Как у фотоматериала существует область вуали, так и цифровой матрицы есть область шумов, предположим, что они тоже равны. И что же мы увидим на графике?

график характеристической кривой фотоплёнки

Как видно, если в области линейного участка фотопленки (D1-D2) кривые почти совпадают, то на участках D0+0.1 - D1 и D2 - Dmax-0.1 у нас они довольно сильно отличаются. И если у цифровой матрицы в диапазоне от Dmax-0.1 до Dmax, т.е. в очень ярких участках (это могут быть, к примеру, блики) начинается клиппинг и потеря деталей изображения, то на пленке, за счет нелинейности этого участка кривой ещё могут сохраниться некоторые детали изображения. Пусть и с меньшим контрастом, но они сохраняться.

Тоже самое происходит на диапазоне темных тонов от D0 до D0+0.1.

Вот и получается, что сравнивать «в лоб» две различных технологии нельзя, у каждой их них есть свои положительные и отрицательные стороны и особенности, и их следует знать и учитывать при расчете экспозиции. А не заявлять о том, что «пленка лучше, потому что на цифре у меня получилось просто белое пятно блика, а на пленке при той-же экспозиции в блике ещё различимы некоторые детали».