Пару дней назад общался с одним знакомым фотографом, и он посетовал на то, что когда он попытался переступить планку «символической оплаты» и выйти на новый уровень оплаты работы его как фотографа, это оказалось весьма сложно, практически не возможно. Попробуем разобраться почему так происходит?

Все происходило так: ранее, когда Сергей (давайте назовем его Сергеем, что бы было проще, хотя и зовут его совершенно не так) только нарабатывал опыт фотографирования людей, портфолио, он брал за свою работу небольшую, весьма небольшую сумму. Он называл «символической платой». Т.е. фактически демпинговал на рынке фотографии.

А теперь Сергею, на данном этапе, когда он уже развил свое мастерство на достаточно хороший уровень, он не может выйти из амплуа «снимает очень дешево». И на данный момент Сергею приходится нарабатывать новую базу клиентов.

Тоже самое относится и к скидкам. Сама по себе скидка довольно обычное явление, но когда эта скидка в 5%. Может быть и 20%. Но скидка в 90% это уже не скидка, это демпинг рынка, проедание завтрашнего дня в угоду сегодняшнему. Это не дальновидно.

Да и отношение людей к вашей работе будет пропорционально сумме за неё заплаченной.

Тут показателен один пример: Один фотограф, в надежде наработать сразу и быстро базу клиентов воспользовался одним из сервисов групповых скидок, установил низкую стоимость фотосессии в надежде на хороший маркетинговый эффект. Надежда была на то, что люди будут в дальнейшем обращаться к уже знакомому фотографу, а так же рекомендовать его друзьям и знакомым. Увы, надежды не оправдались. С этой группы клиентов за два года не было ни одного повторного заказа услуг. Более того, определенный процент заказчиков вообще не забрали свои заказы.

Поэтому напомню много лет назад сформированное (не мной) простое правило: друзьям бесплатно, заказчикам - за деньги.

Бесплатно означает «без денег», совсем без денег. А если уж за деньги, то за полную, а не «символическую стоимость».