В первой части статьи о балансе белого с точки зрения математики я рассказал о том, для чего в «пленочное» время применялись конверсионные фильтры и о сбалансированности пленки под те или иные условия освещения различными источниками света.

Ну что, пора переходить к цифровой фотографии?

 

На сегодняшний день многие фотографы если и знают о существовании конверсионных светофильтров, то считают их применение излишним. Мол «я сниму в RAW а затем в конвертере поставлю тот ББ, который считаю правильным (или нужным)». Но RAW файл по сути своей лишь массив чисел, который был снят непосредственно с матрицы фотоаппарата, и тоже имеет свои особенности.

Давайте представим что у нас с матрицы фотоаппарата снимается три цвета красный (red), синий (blue) и зеленый (green), и они имеют 8ми битное разрешение. И пусть, для простоты, матрица нашего фотоаппарата будет сбалансирована для дневного цвета с цветовой температурой 5500К. При фотосъемке при дневном свете, или же при свете вспышки, при правильной экспозиции, все три цвета (условно) будут заполнены на весь диапазон, от 0 до 255. И RAW-конвертеру необходимо будет просто собрать все эти три цвета в одну итоговую картинку. Но что произойдет, если у нас будет фотосъемка при лампах накаливания? Красного цвета у нас достаточно, и если он будет занимать весь диапазон от 0 до 255, то, т.к. синего цвета в нашем источнике света мало, то синий канал не займет весь доступный диапазон яркости, и будет смещен влево по гистограмме. Или же, если выставить экспозицию так, что бы синий канал занимал весь доступный диапазон, в красном канале будет пересвет (клиппинг) и потеря деталей в светах.Вы можете сами, для кадра, снятого в условиях освещения лампами накаливания, выставить баланс белого «дневной свет» (daylight) или вспышка (flash) и посмотреть на гистограмму.

Итак, при фотосъемке при лампах накаливания красный канал у нас занимает весь свой диапазон. В тоже время синий, из-за его малого количества в источнике света не займет весь диапазон, а будет смещен влево. И, соответственно, RAW-конвертеру придется умножать синий канал на некий коэффициент что бы «серый» цвет стал снова серым.

Представим себе, что у нас синий канал недодержан на две ступени и у нас синий канал занимает диапазон не от нуля до 255ти а лишь до 63х. Значит нашему рав-конвертеру придется перемножить существующий синий на коэффициент 4 что бы заполнить весь диапазон до 255ти. А это значит, что и все оттенки получат ступеньку по синему цвету с шагом 4ре. Там, где было 63, станет 252, а там где было лишь на единичку меньше, 63, станет 248. И т.д. вплоть до шума. И шум, который был практически незаметен со ступенькой 1, станет гораздо более заметным со ступенькой 4ре. Если у нас шум матрицы (ну а куда от него денешься?) был на уровне 5-6 единиц, то станет 5*4=20 и 6*4=24 и будет более заметен на фотографиях. Вот такая вот математика баланса белого в рав-конвертере.

P.S. Как показывает практика, на современных матрицах, при фотосъемке при лампах накаливания, если фотограф желает получить хороший результат, без конверсионных светофильтров не обойтись. Лучше поднять ещё немножко светочувствительность матрицы (ведь фильтр не пропустит часть света), но получить гораздо более заполненный диапазон синего цвета, чем при конвертировании из сырого raw файла умножать шумы синего канала.