В своей статье «Постобработка. Фотошоп и целые числа.» я уже показывал откуда берется ступенчатый градиент на равномерном фоне, и показывал на примере, что программа Adobe PhotoShop работает с целыми числами. А сегодня я хочу на том же самом примере показать преимущества 16ти битной обработки фотографий.

Как и в прошлом примере, создадим новый файл (ctrl+n), размером 512 на 512 точек, 8бит на цвет. Назовем его 8bit, что бы не путаться.

Photoshop 8bit

Так же, как и прошлом примере, зальем его градиентом от черного (#000000) до белого (#FFFFFF),

Photoshop 8bit

Аналогично, сожмем уровнями диапазон до 32х бит

Photoshop 8bit

И снова растянем то, что у нас получилось, на весь диапазон

Photoshop 8bit

Как видите, у нас явный градиент, гистограмма «рваная».

Photoshop 8bit

А теперь давайте попробуем провести те же операции с 16ти битным цветом.

Создадим аналогичный файл, но выставим сразу 16ти битную цветность. пусть называется он у нас 16bit.

И проведем над ним те же операции.

Photoshop 16bit

Photoshop 16bit

Photoshop 16bit

Photoshop 16bit

Как видите, результат кардинально отличается.

Попробуем разобраться, почему так происходит?

На самом деле, все очень просто:

Когда у нас 8ми битный файл, то у нас всего 256 градация яркости на каждый канал. И, в результате, когда мы диапазон 0-32 расширяем до 256, Т.е., фактически, умножая яркость всех точек на 8 (256/32) мы получаем следующий набор значений : 0, 8, 16... 255 без каких либо промежуточных значений. Ведь т.к. фотошоп работает с целыми числами, то у него нет средних значений.

И совсем по другому обстоит дело при работе с 16ти битным цветом. Ведь, у нас на каждый цветовой канал припадает не 256 градаций, а 32768. И сжимая его, как нам показывает инструмент Levels, от 0 до 32, на самом деле у нас будет диапазон 0-4095. Что в 16 раз больше (4096/256=16), чем может поместиться в 8ми битный цвет. И по итогу, когда мы снова левелсами расширяем диапазон нашей картинки, да, у нас будет «ступенька», но ступенька эта будет незаметной. Ведь у нас градаций у нас осталось все равно больше, чем может вместить в себя 8ми битный цвет.

А это означает, что при пересчете нашей картинки в 8ми битный цвет, будь то для вывода на монитор, фотопринтер, или при сохранении в формате jpeg, в котором цвет представлен 8ми битами на канал, пресловутая «ступенька» на градиенте у нас не проявится.

Если ли минусы в обработке с глубиной цвета 16ть бит? Конечно же есть:

  • - не все инструменты работают в 16ти битном режиме,
  • - некоторые плагины, как родные, так и сторонние, не поддерживают работу с 16ти битным цветом
  • - отдельные фильтры не применяются к 16ти битному изображению,
  • - размер psd файла возрастает в два раза

Но, как считаю я, в данном случае достоинства перевешивают недостатки, тем более, что с выходом новых версий программ и плагинов, и более вместительных жестких дисков (вкупе со снижением их стоимости в пересчете на гигабайт) их становится все меньше и меньше.

P.S. Не смотря на то, что 16ть бит на самом деле это 65536 (2^16) значений, один бит выделен для знака (так называемое «дополнение до двух») и диапазон на самом деле ?32768 до 32767. И фотошоп оперирует именно этим диапазоном. Точнее положительным участком этого диапазона возможных значений, 0-32768. В чем можно убедится, кликнув на пиктограмку пипетки на панели Info

Photoshop 16bit