В комментария к статье «О глубине резкости наглядно. ГРИП.» мне задали вопрос, почему так меняться оттенок шрифта на приведенных тестовых фотографиях. Это хроматические аберрации.
Помните как в школе, на уроках физики, показывали что солнечный свет, проходящий через призму, раскладывается на спектр? Это явление называется дисперсия (разложение) света. Суть его в том, что коэффициент преломления зависит от того, какой именно цвет мы преломляем. И получается что красный цвет преломляется немножко меньше чем синий.
Вот и получается, что из-за того, что каждый цвет преломляется немножко под другим углом, они фокусируются не одной плоскости.
Это явление и называется хроматические аберрации (также её ещё называют «осевой аберрацией»), выражается оно в виде характерной радуги на контрастных контурах объектов и приводят снижению четкости изображения. Сильнее всего она проявляется ближе к краям кадра вследствие падения лучей под большим углом. Прикрывая диафрагму, вы снижаете угол падения лучей, уменьшая осевую аберрацию. Исходя из этого, обычно не рекомендуют на светосильных объективах снимать на полностью открытой диафрагме.
К сожалению, даже в редакторах не возможно полностью избавится от хроматической аберрации, поэтому производители объективов стараются ставят линзы из низкодисперсного стекла, стараясь компенсировать дисперсию других линз.
Если мы посмотрим на строение объектива, то увидим отмеченные обычно (по крайней мере у объективов Nikkor) желтым цветом те линзы, которые выполнены из низкодисперсного стекла и компенсируют хроматические аберрации других линз.
Но линзы из низкодисперсного стекла весьма дороги в производстве, поэтому класс оптики, позволяющий полностью исключить хроматические аберрации, имеют ценник с ощутимо внушительной суммой. Так что берите в руки свой любимый фотоаппарат, а о «радуге» сильно не переживайте, стараясь конечно что бы она не портила впечатление от ваших фотографий.
|