В современном мире повсеместно используются классические аккумуляторы типа АА, пусть для фотовспышек, пусть для фотоаппаратов, не в этом суть. В основном они бывают никель-металгидридные (Ni-MH), и, реже, никель-кадмиевые (Ni-Cd, Ni-Cad).

У этих двух типов аккумуляторов, есть как свои плюсы, так и минусы:

  • Аккумуляторы Ni-MH - такой тип аккумуляторов достаточно емок и стабилен, лучшее его применение будет в фотоаппаратах и фотовспышках (только при условии, что ей не требуется быстрая зарядка).
  • Аккумуляторы Ni-Cd - пожалуй, наименее емкие из всех типов, но отличаются поразительно большой выдачей тока, что характерно, даже при сильном разряде – лучшее применение же данного типа будет в фотовспышках, ведь они обеспечивают большой разрядной ток. Но у этих аккумуляторов есть еще одни существенный минус, они невероятно токсичны, в связи с чем, их практически сняли с производства.

 

Даже однотипные аккумуляторы, к примеру, Ni-MH, пусть они и были выпущены одной и той же компанией производителем, могут существенно отличатся. К примеру, емкостью, предназначением (ведь различным устройствам требуется различная сила тока), но большой уровень емкости практически во всех случаях определяет меньшую силу разрядного тока.

Как оказывается, аккумуляторы типа АА зарядить не так уж и просто: Как минимум есть огромная разница между видом зарядного тока, он может быть, как большим, так и малым. При использовании малого зарядного тока вы значительно увеличите время зарядки, но так же и возрастет ее качественный уровень.

Большой же зарядный ток гарантирует куда более быструю зарядку (при таком виде зарядки аккумулятор очень сильно нагревается, в связи с чем они всегда оснащены системой охлаждения), но в итоге зарядка будет неполной и аккумулятор куда больше подвержен износу. Зачастую на аккумуляторах указан режим их заряда, обычно это зарядка током равным 0.1 от емкости аккумулятора и 16ть часов. А при большом токе заряда аккумуляторы сильнее и быстрее изнашиваются.

Лично я был владельцем двух зарядных устройств – быстрого, заряжающего за час (между прочим, замечал и еще более скоростные зарядные устройства, полчаса всего, и цена в принципе приемлема, да и производитель не плохой) и медленного, многочасового. Оба они были от именитых производителей, а именно Varta и GP.

Разные зарядные устройства, и как следствие разное поведение аккумуляторов, я без каких-либо раздумий отдавал предпочтение многочасовому, т.к. после зарядки таким зарядным устройством, аккумуляторов хватало на много дольше. Именно по этому я пользовался «медленным» зарядным устройством, а «быстрое» оставлял лишь на крайний и экстренный случай.

Еще, как огня следует избегать такого явления, как "эффект памяти аккумулятора". Это явление характерно тем, что если при неполной разрядке аккумулятора, начать его заряжать заново, то по окончанию зарядки, он будет работать лишь до того уровня, с которого вы начали его заряжать, т. е. произойдет потеря объема емкости, что, как вы понимаете крайне нежелательно.

Никель-кадмиевые аккумуляторы подвержены такому явлению несколько более чем никельметалгидридные. Вот именно по этому, просто необходимо полностью разряжать аккумулятор для его последующей зарядки (но тут так же есть некий риск, ведь если его разрядить ниже 0,9 вольта, то он может просто испортиться).

Проблема с потерей ёмкости случается и на «пустом месте» - от его длительной эксплуатации, грубо говоря, он изнашивается. Но и для этого есть решение, это тренировки, т.е. несколько циклов полной разрядки аккумулятора, и последующей его полной зарядки.

Конечно, современная реклама пытается нас убедить, что они уже давно побороли эффект «памяти аккумулятора», но я на своем опыте убедился в обратном. Я испробовал не мало видов аккумуляторов от самых разных производителей (около десятка комплектов, по 4 аккумулятора в каждом). Конечно мир не стоит на месте и этот эффект теперь проявляется в более сглаженном виде, но все же он проявляется.

Самое досадное и, пожалуй, одно из самых распространенных проявлений плохих аккумуляторов — это их ужасная работа во время фотосъемки. Как правило, негодные аккумуляторы, после съемки десятка фотографий (иногда и куда меньшего количества) просто перестают работать, пусть и до этого показывали полный заряд. Ну и самым неприятным будет, если вы ограничены во времени, а вам нужно совершить важную фотосъемку... тут вы и обнаружите, сколько у вас негодных комплектов в запасе.

Так же следует заострить внимание на неком дисбалансе, возникающем во время зарядки аккумуляторов в зарядных устройствах, заряжающих не каждый в отдельности аккумулятор, а к примеру, попарно. А на сегодняшний день не бывает идеально одинаковых аккумуляторов, пусть и небольшой, но у них есть разбаланс. И если у одного аккумулятора емкость или внутреннее сопротивление окажется отличающимся от его «напарника», то во время зарядки один из аккумуляторов окажется слегка перезаряженным, а второй чуть-чуть недозаряженным, что впоследствии приведет к некорректной работе комплекта. Ведь емкость комплекта аккумуляторов определяется по его самому слабому звену: самому менее емкому аккумулятору. И если из комплекта в четыре пальчиковых аккумулятора в вашей вспышке один сядет быстрее других, то он станет просто бесполезным, и даже вредным сопротивлением на пути электротока, заряжающего вашу фотовспышку.

Я не исключение и так же стал жертвой всех описанных мною невзгод. Во время уникальной репортажной съемки — моменты которой просто невозможно повторить — я попал в число «счастливчиков» этого злополучного правила, после чего немедленно отправился и купил несколько комплектов новых аккумуляторов. Но по прошествии нескольких месяцев лояльной и мягкой эксплуатации (на каждый комплект порядка двух-трех раз в неделю приходились разрядки-зарядки), уже на не такой срочной и уникальной работе у меня, после нескольких фотографий отказалась работать фотовспышка, все по той же причине, и что досадно, новые комплекты так же не все работали. После этого я опять купил несколько новых комплектов и уже стал искать информацию о нормальных, качественных зарядных устройствах.

Именно тогда я и выяснил еще один занятный нюанс — оказывается идеальный ток, и идеальное время зарядки аккумулятора зависит от его емкости. А это означает, что лучше, чем полностью автоматическое зарядное устройства не найти. Так уж вышло, что аккумуляторы типа АА не снабжены никаким механизмом обратной связи, так что и зарядное устройство не может знать о его состоянии совершенно ничего. Но есть и те виды аккумуляторов, которые обзавелись таким новшеством, это литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы, но, к сожалению, среди них нет типа AA.

Так что выходит, что правильно и корректно зарядить аккумулятор без обратной связи это очень непростая задача. И даже новые аккумуляторы лучше «тренировать» перед началом эксплуатации, ну и конечно же с аккумуляторами, которые лежали более 3-х месяцев, так же следует проводить «тренировку», а с теми, которые пролежали от 2-х недель, но не более 3-х месяцев, следует провести уже «легкую тренировку». Хотя хранить более трех месяцев аккумуляторы не стоит, ведь у них есть саморазряд. Это когда теряется заряд просто по прошествии времени. Поэтому долго хранящиеся аккумуляторы я бы рекомендовал не реже чем раз в три месяца тренировать.

Так как ручная «тренировка» аккумуляторов это изматывающее и утомительное занятие, были разработанные некие «умные» зарядные устройства, управляемые микропроцессором, которые контролируют каждый аккумулятор в отдельности во время зарядки, умеют автоматически разрядить, зарядить, и отключить зарядный ток по достижению полного заряда, и позволяющие выставить различный зарядный ток.

Как по мне, так, применение очень умных зарядных устройств это не столько прихоть, сколько необходимость, ведь никто не желает во время работы иметь в сумке груду аккумуляторов, где каждый готов разрядится, через пару кадров. Ну и конечно будет просто намного приятнее работать с ними, и не придется тратить время и деньги на новые.

Именно поэтому я себе на свой день рождения подарил зарядное устройство La Crosse Technology BC-9009 AlphaPower Battery Charger (известная также под названиями Techno Line BC900, Techno Line iCharger), с помощью которой я заряжаю аккумуляторы подходящим для них зарядным током, а в режиме discharge они автоматически проходят полный разряд и последующий заряд.