Традиционно осенью стартуют различные фотокурсы, фотошколы открывают новый сезон, и именно о фотообразовании пойдет речь в этой статье. О том, как не ошибиться и на что обратить внимание при выборе, куда пойти учится на старте.
Для начала хочу сразу озвучить мою позицию на вопрос «возможно ли научится самостоятельно?» Да можно. В сети сейчас доступно огромное количество информации, на видеохостингах выложено неимоверное число обучающих роликов. Но обучаясь самостоятельно, добиваются эффективности лишь единицы. И зачатую это напоминает блуждания в темноте на ощупь: человек ходит кругами, спотыкается, падает, мечется во разные стороны. А ведь именно на начальном этапе так важно получить полезные и действительно грамотные навыки и знания. Ведь иначе можно на первых шагах испортить себе всю дальнейшую фотографическую жизнь.
В отличии от самостоятельного обучения, обучение у грамотного куратора позволяет правильно распределить нагрузку, сэкономить уйму времени и сил, помогает с выявлением и исправлением ошибок.
Но где найти такого куратора, если вы совершенно новичок, и не можете оценить правильность составленной программы курса обучения, и не разбираетесь в нюансах выбора фотошколы? А поскольку это важно как раз на начальном этапе, то я расскажу о том, на что стоит обратить внимание при выборе фотошколы для тех, кто только собирается попробовать себя в фотографическом искусстве.
1. Постарайтесь договориться и прийти на произвольное занятие того курса, который вы собираетесь пройти, и посмотрите на процесс обучения. Если же вам отказывают, и предлагают прийти в офис для беседы или на специально подготовленные дни открытых дверей – тут что не так.
2. Обратите внимание на объем программы, количество часов обучения и график занятий. Менее десятка занятий для новичков – практически ничто. За столь малое время не успеете разобраться даже в самых простых темах. С другой стороны, очень длинный начальный курс – тоже плохо. Вы окунаетесь в совершенно новую для вас тему, Вам необходимо будет усвоить достаточно много новой для Вас информации, а через некоторое время может наступить «информационное переедание». Отталкиваясь от своего опыта, я бы рекомендовал бы те фотошколы, где есть возможность после курса начального обучения в 10-15 занятий, перемежающимися практикой, пойти на более расширенный курс и на профильные курсы по отдельным направлениям фотографии. Т.е. наличие и возможность многоуровневого комплексного образования – огромный плюс.
3. Не пытайтесь найти самую низкую стоимость. Поделите стоимость курса на количество часов. А ведь в стоимость часа, кроме зарплаты преподавателя, входят также расходы на администрирование, налоги, аренду помещения, реклама и т.д. И если стоимость одного часа получилась низка, подумайте, на чем будет экономить фотошкола? Может они экономят на зарплате преподавателя? А разве хороший преподаватель будет работать за низкую зарплату?
4. Если вам в рекламе сразу врут о том, что Вы будете делать шикарные фотографии, что они гарантируют 100% результат, что они лучшие и т.д. Задумайтесь, ведь если вам врут ещё на этом этапе, что будет дальше, на этапе сотрудничества? Никто не сможет дать Вам 100% гарантии на то, что после посещения их курсов Вы начнете шикарно снимать, ведь это от самих курсов не зависит. А рейтингов по фотошколам просто не существует на сегодняшний день, и поэтому никто не может дать объективную оценку, какая же фотошкола действительно лучшая.
5. Если в галереях и альбомах вы видите только лучшие работы студентов, или, ещё хуже, только лучшие работы преподавателей – это ничего не говорит об истинном уровне качества обучения. Обратите внимание на те школы, где не боятся показать рядовые работы обучающихся. Например, выпускные работы всех студентов курса. Ещё лучше, если также будут показаны работы в процессе обучения, скажем с практики после прохождения той или иной темы. Ну а если ещё и с разбором ошибок в открытую…
6. Обязательно обратите внимание на количество человек в группе. Иногда, для того, что бы снизить стоимость обучения в группу набирается большое количество учащихся, что приводит к тому, что преподавателю просто не хватит времени уделить лично Вам внимание, ответить на Ваши вопросы, указать лично на Ваши ошибки и помочь с их исправлением. Однажды на ютубе я видел ролик с записью практического занятия одной фотошколы. Там у учащихся было аж по три минуты на практику. Все остальное время они ждали своей очереди, наблюдая. А у преподавателя даже не хватало времени, отведенного на одного ученика, что бы заметить его ошибки, указать на них, и подсказать как их исправить.
7. В программе обязательно должен быть четко расписанный план занятий. Должны быть четко регламентированы теория, практики, и, после каждой практики, обязательно должен быть подробный разбор отснятого материала, с основательным разбором и детальной критикой каждой работы. Потому что без обратной связи Вы лишь напрасно потратите деньги и время.
8. Если в программе сразу начинаются съемки в фотостудии – по моему мнению, это плохо для тех, кто делает лишь первые шаги в фотографии. Фотостудия – это своего рода конструктор, где каждый элемент собирается под реализацию конкретной идеи. Как вы будете собирать этот конструктор, как будете выставлять и манипулировать светом, если Вам не рассказали и не показали какой он бывает и как им манипулировать? Поэтому перед студийными занятиями обязательно должна быть практика на натуре, с вдумчивой работой с различными доступными видами освещения, и лишь затем уже можно идти и пытаться имитировать его в студийных условиях. И не надейтесь на то, что Вам покажут какие то схемы расстановки студийного света. Потому что выражение «студийные схемы света» - это некая абстракция, их не существует. Это как сферический конь в вакууме, некая идеальная концепция, далекая от реальности, не применимая в частном случае (более подробно я писал об этом тут и тут).
9. Если Вам обещают замечательную атмосферу, бесподобные фотосъемки, блистательных моделей, задумайтесь, за что бы заплатите свои деньги? За то, что Вас будут серьезно учить, зорко следить за Вашими ошибками и способствовать их исправлению? Или за то, что бы весело провести время, побегать между преподавателями и моделями, наблюдая, как они делают свои съемки за Ваши деньги (как это часто происходит на различных мастер-классах), и поснимать у них из-за плеча?
Помните, дорогу осилит идущий.
|