Периодически в фотосообществах между фотографами возикают споры на тему: что лучше, пленка или цифра. Возьмем частный пример такого спора, цвет. Ну а точнее, о том, какой из них лучше, «цвета пленки» или «цвета цифры».

 

Много лет разные люди в различных исследовательских лабораториях разрабатывали различные фотоэмульсии. И, зачастую, цветопередача большинства фотоэмульсий была не идеальной. Идеальную передачу цвета жертвовали в угоду более приятного эстетического восприятия. Много лет назад Джордж Истмен (George Eastman) основатель компании Kodak, сказал примерно следующее: Мы не даем вам тех цветов, которые есть в природе, мы даем вам те цвета, которые приятны для глаз.

В результате, в те времена, когда фотопленка «правила бал» фотографам, что бы получить нужный цвет, или нужный эффект, достаточно было зарядить в фотокамеру нужную пленку. Хотите получить большую цветовую насыщенность? Достаточно просто заменить ролик Kodak portra NC (natural color, натуральный цвет. Иногда встречается расшифровка как neutral color - нейтральный цвет ) на ролик Kodak Portra VC (vivid color, яркий «насыщенный» цвет), и вот уже тот же самый пейзаж, который с первой пленкой мог показаться невыразительным и «сероватым» заиграл своими цветами. Хотя фотопленка Kodak Portra, как следует даже из её названия, больше позиционировалась для фотосъемки людей, а точнее, портретов.

Хотя, лично я предпочитал Fujifilm NPC и NPS (сейчас они маркируются как Fujifilm 160 C Pro и Fujifilm 160 S Pro соответственно). А портреты на Fuji Reala? это же была сказка... И стоила по меркам того времени тоже сказочно :).

Так что пленка кому то нравилась одна, кому то нравилась совершенно другая. Под разные задачи и под разные условия были разные фотопленки. И что бы получить в результате какой-то «вкусный цвет», отвечающий задумке фотографа брали пленку с нужным нам в данный момент «вкусным цветом».

А сейчас все изменилось. Матрица в цифровых камерах не заменяется, как ранее можно было легко заменить один ролик на другой, и у фотографа остается на выбор либо джипег, зачастую с крайне «невкусным» и скверным цветом (особенно в камерах, которые в угоду высоких малошумящих ISO построили на CMOS матрицах), либо RAW и вся забота о цвете ложится на плечи фотографа.

В результате, большинство сегодняшних, «цифровых» фотографов условно можно разделить на две большие группы:

- Одни фотографы получили возможность выводить именно тот цвет, который нравится им, который, как им кажется, больше подходит к данному сюжету, а не тот цвет, который задумали производители той или иной пленки. А может и наоборот, вывести цвет и цветопередачу под ту или иную фотоэмульсию. И, по большому счету, им зачастую все равно, какой цвет дает им фотоаппарат.

- Другие утверждают что у фотопленки были лучше цвета, чем в нынешнее время у цифры. Хотя это и не удивительно, ведь за разработкой той или иной фотопленки зачастую стоят годы работы специалистов, уйма проб и немаленькие бюджеты.

P.S. Возможно, отсюда проистекают и утверждения, что один рав-конвертер выдает лучше цвет, чем другой.