С компьютерами я так или иначе связан уже много лет. И мониторы были разные. Начиналось все с весьма занятного ZX Spectrum 48K, монитором которому служил обычный бытовой цветной телевизор.

 

Вообще, ZX Spectrum 48K, или как его называли ласково speccy, для многих стал первым домашним персональным компьютером. Кто то на нем впервые познакомился с программированием, пусть и на встроенном интерпретаторе бейсика, для кого-то спекки стал первой игровой консолью, а о загрузки программ с магнитофонной ленты можно рассказывать часами.

Упс, что-то я отвлекся. Так вот, застал я в свое время и черно-белые мониторы, и черно-зеленые…

Помню я мониторы на теневой маске, и на апертурной решетке (aperture grill). Может помните технологию Trinitron от фирмы Sony? В свое время мониторы на апертурной решетке были рабочими лошадками художников, дизайнеров, полиграфистов в силу того, что мониторы, выполненные по этой технологии отличались насыщенностью цветов, точностью цветопередачи и высокой контрастностью.

Были в моем использовании и 15ти дюймовый Sony Trinitron E100P, с отличной цветопередачей. И 17ти дюймовый Philips 170P4, и 19ти дюймовый Philips 190P4, и даже Sony G520 на 21 дюйм. И все они были на апертурной решетке. И вот, когда несколько лет назад я менял «монитор с трубкой» на «плоский», пришлось долго выбирать подходящую модель, ведь я, привыкший к хорошей цветопередаче, ужасался от цветопередачи мониторов на недорогих TN матрицах, а покупать IPS матрицу было тогда неразумно дорого.

Вот именно поэтому и был выбран в свое время монитор Phillips 190S8. Если посмотреть на диаграмму, где белым выделено цветовое пространство sRGB, зеленый - Phillips 190S8. Ну а красным другой недорогой монитор. Если быть точным, то это диаграмма матрицы ноутбука Acer TravelMate 5730

Как видим, диаграмма Phillips 190S8 очень близка к диаграмме sRGB, хотя и не покрывает его полностью. Есть небольшие проблемки в области красно-фиолетовых оттенков. Но с учетом того, что общая картинка весьма близка к оригинальному пространству sRGB без завалов в какую-то одну сторону, общая цветопередача достаточно хороша для домашнего использования.

Впрочем, после калибровки аппаратным калибратором и построения его профиля за этим монитором так же не однократно готовились макеты для типографской печати и ни разу не было большого не попадания в цвет. А с учетом того, что прокатный стан все равно дает небольшой разброс цвета на тираже – этим можно было пренебречь. Хотя конечно и без цветопробы не обходилось.

Возникает вполне закономерный вопрос: зачем же менять удовлетворяющий монитор?

Тут следует заметить, что у TN матриц всегда было проблемой и камнем преткновения, так называемые углы обзора. Дело в том, что на матрицу, изготовленную по технологии TN приходилось смотреть строго перпендикулярно. И если отклонения по горизонтали оставались не заметными, то даже небольшое отклонение по вертикали от перпендикуляра давало искажение яркости картинки, что для точной работы с цветом категорически не годилось, и приходилось все время контролировать положение головы относительно монитора и регулировать подставкой его высоту.

Мониторы, матрицы которых изготовлены по технологии IPS лишены этого не достатка. Так что сейчас передо мной на столе стоит Dell U2311H, и я жду, когда его лампы отработают обкатку в сотню-две часов, что бы они вышли на более-менее стабильный режим и буду его калибровать. Так что на некоторое, непродолжительное время о цветокоррекции фотографий придется забыть.