Для фотографа очень важно уметь управляться со светом. Он, пожалуй, - самое главное средство для создания фотографии. Подобно палитре, которой художник пользуется для написания своей картины, свет в фотографии выступает как средство передачи и трактовки образа. Выставляя свет, можно не менять положение фотографируемых объектов, но при этом изменять смысловое содержание образа, ставить акценты и режиссировать пространство внутри кадра.

В данной статье мы попробуем описать основные моменты работы со светом, а также дать понятие об используемых для этого средствах.

 

Виды студийного света

 

Название источников света, которые используются в студии, дается согласно их местоположению и оказываемому на объект съемки воздействию.

Основной или рисующий свет – главный, иногда единственный источник освещения модели. Остальные источники света являются дополнительными к нему. С помощью рисующего света фотограф освещает главные детали снимаемой модели, подчеркивает их объем и фактуру. Основной свет, как правило, располагают перед моделью, в ближнем секторе и выше оптической оси объектива. Источник основного света, который помещается ниже оси объектива, обязательно включают в кадр. Это необязательно должен быть сам осветительный прибор, достаточно взять источник света на одной оптической оси с ним, но стоящий ближе к модели – например, свеча.

Как одиночный источник, рисующий свет обладает следующими недостатками.

Мало освещенный фон – искусственные источники освещения дают свет, сила которого резко изменяется по мере удаления от источника.

Контрастность фона – по той же причине освещенность фона и модели получается разной. Разница тем больше, чем дальше от модели находится фон.

Неполное освещение модели – лучше освещена та сторона модели, которая обращена к источнику.

Долгое время подготовки кадра – при работе только с основным источником света приходится много времени тратить на то, чтобы правильно расставить световые акценты и увести в тень второстепенные детали.

Монотонный фон – однородное поле фона нельзя использовать в композиции.

Несмотря на перечисленные недостатки, одиночный рисующий свет очень интересен, так как позволяет четко очертить контуры модели, сконцентрировать на ней внимание.

Порой такую картину, которую создает рисующий свет, называют «рембрантовской». По аналогии с манерой письма художника.

С рисующим светом сложно работать, однако он красив и лаконичен.

При работе с остальными источниками света всегда соблюдаются эти правила:

  • !! Каждый источник света выставляется и настраивается по отдельности.
  • !! Картина освещенности кадра контролируется только через фотокамеру.

 

Выравнивающий (или заполняющий) свет – равномерный свет, который используется для заполнения и выравнивания освещенности кадра. В кадре он имитирует освещение, идущее от небосвода. Выравнивающий свет обычно дополняет другие источники и не несет сам по себе смысловой нагрузки. Осветитель не ставят сбоку и следят за тем, чтобы этот вид света не создавал в кадре дополнительные тени.

Моделирующий свет – выставляется на одной оси с источником рисующего света, с другой стороны от него относительно модели. Моделирующий и рисующий свет направлены друг на друга и таким образом освещают модель со всех сторон. Нужно уметь работать с моделирующим светом, так как он сильно влияет на цветовую палитру кадра. Источник для этого света обычно устанавливают так, чтобы он вызывал бликов на объективе - в тубусе или в комплекте с защитными шторками.

Фоновый свет – используется исключительно для освещения фона, на модель он не направлен. Фоновый цвет может освещать фон либо равномерно, либо с градиентом. В последнем случае свет от одиночного источника направляют вдоль фона. На цветных фотографиях фон может быть слегка пересвечен, не более 0,5-1 ступени. В черно-белых снимках лучше применять фон пастельных тонов. Тень от модели не должна падать на фон, или попадать в кадр. Следите за размытием фона.

Контровый свет – используется для выявления фактуры, создания бликов, приведения палитры кадра к определенной цветовой гамме. Позволяет добиться монохромности. Его располагают за моделью в самом дальнем сектор и направляют в сторону объектива фотокамеры, но не прямо на него.

Контражурный цвет – одиночный источник света, который используется отдельно от других. Этот свет нельзя смешивать со светом от других источников. Контражурный свет располагают на одной оптической оси с объективом, за моделью. Свет направляется на модель и вырисовывает ее контур. Он хорошо показывает все детали и анатомические подробности, придает объемность изображению. В то же время этот свет может показать нежелательные детали: неровности кожи, лишние волоски. Одежда на модели под этим освещением может просвечивать. Поэтому перед съемкой необходимо проверить весь кадр, в особенности контуры модели.

  • Экспозиция кадра замеряется по той части модели, которая сильнее освещена.

 

Можно использовать локальные источники света, которые дают не только свет, но и дополнительное цветовое окрашивание.

Не нужно выставлять сразу все источники света, особенно когда вы еще не научились с ними работать. Каждый источник выставляется отдельно, потом проверяют их совместное сочетание. В начале стоит выставлять мягкий равномерный свет для съемки, потом можно экспериментировать с резкими переходами освещенности.

Имитировать моделирующий и заполняющий цвета можно при помощи отражателей от источника рисующего света.