Начинающий фотолюбитель наверняка часто сталкивается с таким непонятным словом как ГРИП. Пугаться его не стоит, это всего лишь глубина резко изображаемого пространства, или просто глубина резкости. Я попробую рассказать и объяснить что это такое без всяких лишних технических подробностей, цифр и прочего «страшного и непонятного».

 

Хотите провести маленький эксперимент? Сложите большой и указательный пальцы правой руки буквой О, поднесите их на расстояние около двадцати сантиметров от правого глаза, и, закрыв левый глаз, правым попробуйте увидеть одновременно резко и пальцы, и то, что вы видите сквозь букву О. Ну как, получилось? А теперь расположите ладонь левой руки на пару сантиметров дальше правой и попробуйте увидеть обе руки резкими. Так же гораздо легче, не правда ли? Вот так вот, многие даже не задумываются о том, что постоянно, ежесекундно (по крайней мере пока глаза на что то смотрят) сталкиваются с глубиной резкости.

Аналогично работает и объектив в вашем фотоаппарате: чем больше глубина резкости, тем более протяженный у нас получается тот отрезок, который в фокусе. И наоборот, чем меньше у нас глубина резкости, тем более узкой получается наша фокусная плоскость.

В фотоаппарате глубина резко изображаемого пространства зависит от трех параметров:

  • установленной диафрагмы
  • расстояния до объекта
  • фокусного расстояния объектива

 

Т.к. диафрагма это по сути дробь f/{число} (я попозже обязательно напишу статью о диафрагме), то чем больше наше {число}, тем больше наша глубина резкости. А если мы открываем диафрагму, т.е. уменьшаем наше {число}, то уменьшается и наша глубина резкости.

Чем меньше физический размер матрицы в вашем фотоаппарате, тем больше у вас все будет в фокусе. Именно поэтому, если у вас мыльница, то вам гораздо проще сделать фотографии из серии «я на фоне достопримечательности», так как зачастую матрицы в мыльницах крошечного размера.

Ну и конечно, чем дальше ваш объект от объектива, тем бОльшая у нас ГРИП. Если попробовать сделать кадр с 10ти метров и с одного метра, то глубина резко изображаемого пространства будет отличаться. Даже на мыльницу, если включив режим макросъемки, с расстояния в пару сантиметров сфотографировать под углом, к примеру, спичечный коробок, то вы увидите как размывается фон, несмотря даже на мизерный размер матрицы.

P.S. Есть ещё такой параметр, как гиперфокальное расстояние. Это когда при данных диафрагме и размере матрицы резко все, начиная с определенного расстояния. Чаще всего применяется при фотосъемке пейзажей для того, что бы все было резким.