Окончание статьи "Изобразительные средства и возможности фотографии."

Невозможно рассмотреть все потенциальные точки, с которых снимается объект. Но зато можно выявить некоторые закономерности между снимками. Например, если снимать снизу, опустив линию горизонта, то большую часть фотографии займёт небо, и пространственность объекта уйдёт. Предметы на фотографии словно спроецируются друг на друга. Но если же снимать с более высокой точки, то мы снова сможем почувствовать объём, рассмотреть все детали снимка. Нельзя сказать, что верхние точки съёмки превосходят нижние по какому-либо признаку. Тем более фотографируют чаще снизу, хотя бы потому, что возможность сделать фото на высоте предоставляется не всегда. Но, всё же, есть такие сюжеты, которые трудно раскрыть, не используя верхней точки съёмки. Например, горный пейзаж кажется более объёмным, массивным, если его снимать, скажем, с вертолёта. А сфотографированные снизу горы покажутся плоскими и однообразными. Или, чтобы показать всё пространство футбольного поля, приходиться фотографировать с высокой точки, а иногда с очень высокой – «высоты птичьего полёта». Низкой же точкой пользуются люди, фотографирующие те вещи, которые трудно разглядеть с большой высоты: боксёрский поединок, портрет, какой-либо набор предметов и так далее. Так же снизу любят фотографировать люди, занимающиеся экстремальными видами спорта, такими как скейтбординг, роллерблэйдинг. Как правило, сам сюжет подсказывает автору, откуда лучше фотографировать. Можно сделать снимок крупным планом с увеличением мелких деталей предмета. Но это может плохо повлиять на снимок и, возможно, даже будет недопустимо для трактовки сюжета. Можно запечатлеть игру детей в песочнице с высоты двадцатиэтажного здания, и тогда, тот, кому доведётся увидеть этот снимок, не поймёт замысла автора. Поэтому очень важно выбрать правильную точку съёмки, что бы в дальнейшем полностью раскрыть задуманный сюжет.

 

Ещё одно изобразительное средство фотографии – свет. Свет – неотъемлемая деталь фотографии в целом. Существует множество искусственных источников света, будь то светильник или фонарь. Но реальные эффекты освещения на много разнообразней. Можно делать снимок рано утром, или же наоборот – вечером. И если даже на двух снимках, сделанных в утреннее и вечернее время суток один и тот же пейзаж, то всё равно фотографии будут заметно отличаться из-за местоположения источника света, то есть солнца. Например, снимая лес утром, мы отчётливо увидим на снимке все детали: каждую веточку, каждый кустик. Но если же запечатлеть ту же картину вечером, то мы увидим лишь очертания елей, будто бы залитых чёрной краской. Но даже это в каких-то случаях может быть подходящим световым решением. Поэтому, фотограф должен ясно себе представлять – какое именно освещение будет более подходящим для задуманного сюжета.

Так же, немаловажным остаётся тональный рисунок кадра. На мой взгляд, очень сложно подобрать подходящее тональное решение снимка. Ведь сочетание разных цветов разной контрастности будет смотреться нелепо, как, впрочем, и неправильное размещение оттенков чёрного цвета. Этот тончайший фактор качества снимка очень часто упускают неопытные фотографы-любители. Они беспорядочно распределяют оттенки чёрного, что приводит к очень большому количеству лишних предметов в кадре, а в дальнейшем на фотографии.

Одна из важнейших проблем в изобразительном искусстве – это взаимосвязь между объектом и фоном. Её решения многообразны. Несомненно, фон должен стать именно «фоном для предмета», то есть он должен перейти на задний план, выделив сам объект. Глаз человека, рассматривающего фотографию или картину, в первую очередь привлекают части снимка с наибольшей контрастностью. А это значит, что наиболее контрастным должен оставаться сам объект, а не фон за ним. И, как я уже говорил, фон должен оставаться фоном.

В помощь этому будет настройка глубины резкости, которая присутствует практически на всех современных объёктивах полупрофессиональных фотоаппаратов. С её помощью можно чётко выделить главный объект, отдалив и слегка придав размывке прочие детали, находящиеся на другом расстоянии от объектива, чем сам объект.

Современная художественная фотография имеет множество выразительных средств. Её возможности очень велики и, возможно, не имеют границ. Она постоянно развивается и с каждым днём всё больше людей вовлекаются в этот вид искусства. Всё больше фотографов-любителей пытаются найти свой стиль, открыть в себе что-то новое с помощью фотографии, ищут свой «отличный кадр».