Ничто не вечно под луной, но мы всегда стараемся сохранить те вещи, которые нам необходимы или дороги. И основная задача защитного светофильтра – предохранить переднюю линзу объектива от пыли, песка, грязи, царапин, отпечатков пальцев, ударов, брызг различных жидкостей и т.д. Иногда даже ценой собственной жизни.

 

Вот чем заканчивается для защитного светофильтра «удачное» попадание страйкбольного шарика:

 

 

Защитный светофильтр

А ведь это могла быть передняя линза объектива... И если бы не защитный фильтр, то плакал бы мой объектив. И я вместе с ним.

 

В большинстве фотомагазинов есть большой выбор защитных светофильтров, и покупатель зачастую не знает какой из представленных фильтров покупать. Да и продавцы тоже не всегда могут внести ясность в этот вопрос.

 

В качестве защитных используют следующие виды фильтров:

  • нейтральный (Neutral, N)
  • ультрафиолетовый (UV)
  • SkyLight (1A, 1В)
  • против дымки (Haze)

 

  • Нейтральный светофильтр (N, Neutral) – это светофильтр безо всяких «изысков», фактически это просто оптическое стекло, зачастую просветленное, не вносящее в проходящий сквозь него свет никаких изменений.

 

  • SkyLight (1A, 1В) фильтр обладает легким «утепляющим» эффектом, ведь он выполнен из светло-розового стекла. И фотографии уйдут в более теплые тона. Но лично я не вижу в этом никакого практического смысла, ведь такой эффект нужен не всегда, да и в последствии такой же эффект можно получить при постобработке. Хотя продавцы зачастую рекомендуют именно его, видимо из-за его более высокой цены.

 

  • Ультрафиолетовый (UV) светофильтр – самый распространенный вариант защитного светофильтра. Главная задача такого светофильтра, что ясно из его названия – не пропустить ультрафиолетовое излучение. Но на деле чувствительность к ультрафиолету у цифровой матрицы гораздо ниже, чем у пленки, хотя и немного выше, чем у человеческого глаза и большой разницы между кадрами с таким и фильтром и без него вы не заметите даже высоко в горах.

 

С учетом того, что цены на нейтральные и ультрафиолетовые светофильтры приблизительно равны, для цифровой камеры нет никакой разницы, какой из этих фильтров купить. Оба типа отлично выполняют работу по защите передней линзы объектива от пыли, песка, царапин, ударов и прочих повреждений не внося при этом в кадр никаких оттенков и искажений.

 

Что бы выбрать в магазине подходящий к вашему объективу фильтр следует знать диаметр резьбы для крепления фильтра конкретного объектива. Эти данные пишутся не только в технических характеристиках в инструкции к вашему объективу, но, так же, и на самом объективе, а, зачастую, и на внутренней стороне крышки, закрывающей переднюю линзу. И чем больше диаметр этой резьбы, тем дороже вам будет стоить защитный светофильтр.

 

И т.к. защитные светофильтры – наиболее недорогие, стоит купить защитные светофильтры на каждый имеющийся у вас объектив, но не стоит выбирать самый дешевый фильтр, т.к. в любом случае это дополнительное препятствие на пути лучей света. Поэтому следует покупать фильтр от хорошего производителя, изготовленный из качественного оптического стекла, с хорошим светопропусканием и, желательно, с нанесенным просветлением. Не стоит также покупать и самый дорогой фильтр, т.к. защитный фильтр по своей сути лишь расходный материал, рано или поздно, в зависимости от того, как часто ему приходится выполнять свою защитную функцию, фильтр необходимо будет заменить.

 

Бывает, что кроме просветления, на фильтр ещё наносится водозащитное покрытие. Лично я разницы между обычным фильтром и с таким покрытием в работе, в том числе при фотосъемке в плохую погоду, не заметил. От капель дождя переднюю линзу хорошо защищает бленда, а брызги не так уж и часто попадают на фильтр и отличия меду наличием и отсутствием водозащитного покрытия – минимальны. Так что я для себя решил, что доплачивать за такое покрытие, лично мне смысла нет, а согласны ли вы доплатить за такое покрытие – решать вам.

 

Ну и конечно же на широкоугольный объектив следует выбирать светофильтр в тонкой оправе, что бы исключить виньетирование по углам. Школу закончил в годы СССР и сразу устроился на завод. Нигде не учился, поэтому диплома у меня не было, когда решил сменить работу, мне сказали, что бы предоставил хотя бы документ о среднем образовании, но его потерял. Дабы не терять место, решил купить аттестат ссср но не знал где. Знакомые подсказали надежную компанию, занимающуюся изготовлением документов разного образца. Позвонив туда, меня заверили, что они печатают советские аттестаты на бланках ГОЗНАК. Когда получил документ на руки, не разочаровался.

 

Но всегда ли нужен защитный светофильтр?

 

Лично я снимаю защитный фильтр с моих объективов при неспешной студийной фотосъемке, когда риск повредить переднюю линзу минимальный, а как я выше писал, любой фильтр это препятствие на пути лучей света, дополнительные, хоть и минимальные, искажения, обусловленные тем, что добавляется ещё как две поверхности преломления на границе воздух-стекло.

 

Так что в каждом конкретном случае у вас будет выбор: либо получить риск повреждения передней линзы вашего объектива, либо защитный светофильтр будет вносить искажения в ваш кадр.

 

В моей практике было много случаев, когда я ловил «зайцы» из-за накрученного на объектив защитного светофильтра. При этом следующий кадр, сделанный без фильтра получался без «зайцев». Также я сталкивался и с потерей контраста при фотосъемке в контровом свете, а при снятии фильтра получался гораздо лучший результат. Но, зачастую, кадр с фильтром и без ничем не отличались.

 

Также при фотосъемке с поляризационным светофильтром защитный следует снимать, что бы не добавлять лишние поверхности преломления.

 



Не забудь подписаться:

Последние комментарии