Существует ещё один распространенный миф о том, что чем больше мы снимаем, тем больше шедевров мы получим. Такое себе подтверждение теории о переходе количества в качество. Видимо он произошел из легенды о том, что фотографы-профессионалы снимают сотни кадров, и лишь один-два из них удачные, которые нам и показывают. Ну а мы по наивности восхищаемся.

 

Давайте проведем небольшой тест: возьмите свой фотоаппарат, запаситесь карточками памяти и источниками питания, поставьте «зеленый» режим. Уменьшите разрешение сохраняемых кадров до трех мегапикселей, что бы на карточке поместилось как можно больше кадров, ведь разрешения в три мегапикселя хватит, и для печати фотографий размером десять на пятнадцать сантиметров, и уж тем более для просмотра на мониторе. В течении нескольких дней снимайте все подряд, в транспорте, по пути на работу и домой, на работе, на улице, дома. В видоискатель, или на экранчик, который можно считать в данном случае модификацией видоискателя, можно не смотреть. Когда наснимаете несколько сотен или тысяч фотографий, просмотрите получившиеся кадры. Согласно теории вероятности среди этих кадров должен быть как минимум один шедевр, достойный быть на фотовыставке. Но так ли это?

Бездумно снимая все подряд, вы лишь приобретете опыт нажимания на кнопку, и ничего более.

Все дело в том, что хотя и такая посылка в какой-то мере и соответствует действительности, но вывод сделан неверный. Да, мы действительно видим лишь часть тех кадров, что сделал фотограф. Причем, очень мизерную часть. Да, и у опытных фотографов бывает технический брак, как например, неверно выбранный режим работы фотоаппарата, смаз в результате не слишком устойчивой позиции, неверно выбранная точка фокусировки и т.д. Бывают ещё кадры «для пристрелки», например что бы выставить нужное соотношение мощности вспышек, или оценить гистограмму и ввести поправку экспозиции, или, даже для того, что бы модель «привыкла» к направленному на неё объективу, к вспышкам вспышек, и т.д.

Но даже если отсеять технический брак, все равно остается ещё очень много кадров.И вот тут уже вступает в игру самокритичность. Не мнимая, а действительная самокритичность. Когда надо отобрать лишь те, немногие, единичные кадры, которые действительно передают видение фотографа, отражение его задумки, мыслей, воплощение его идеи. Просто, и в тоже время невероятно сложно из некоторого количества кадров выбрать именно тот, единственный. Бывает, что к выбору приходится возвращаться несколько раз. И отброшенные кадры ничуть не хуже технически, а может быть даже лучше, но какой-то маленький нюанс, какой-то маленький штрих, и кадр, по мнению фотографа, уже не достоин того, что бы быть показанным публике.

Конечно, роль случайности не стоит недооценивать, но именно опыт, талант и время, потраченное на обучение, позволяют получить именно тот, нужный и задуманный результат. И получать его стабильно, от съемки к съемке.