Раз мы уже обсудили баланс белого с точки зрения математики, то давайте обсудим и портреты с точки зрения психологии.

 

Во многих учебниках по фотографии написано, что портретный объектив это объектив с фокусным расстоянием в полторы-две диагонали кадра. Давайте вспомним немножко психологии, а точнее о личном пространстве. Психологи утверждают, что у человека есть несколько зон общения:

 

  • Скрытая зона, 0 - 0,15м. На такое расстояние мы подпускаем лишь самых родных и близких людей, которым можно нас касаться. Это зона физического контакта.
  • Интимная зона, 0,15 - 0,45м. В эту зону допускаются только те, кому мы это позволили, те, с кем у нас есть эмоциональный или другой контакт.
  • Персональная(личная) зона, 0,45 - 1…1,2м. Это именно то расстояние, которое разделяет нас на вечеринках, работе, в дружеской обстановке.
  • Социальная зона, 1…1,2м – 3…4м. На таком расстоянии мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем, но с которыми приходится общаться в силу социальных отношений, будь то почтальон, принесший вам газету, или сантехник, ремонтирующий ваш водопровод, продавец в магазине и т.д.
  • Общественная зона, 3…4м - ∞ . Ну тут все остальные. На таком расстоянии есть возможность принять меры, если будет замечена попытка нежелательного для вас сокращения дистанции.

 

Ну и конечно же надо вспомнить о том, что смотрим мы глазами, но картинку анализирует мозг, на основании ранее полученного опыта. А человеческий мозг не помнит фактическую «фотографическую» картинку. Мозг человека оперирует образами при обработке визуальной информации. И конечно же, для тех людей, которые находятся для нас за пределами социальной зоны, да и зачастую тех, кому позволено быть от нас и на более близкой дистанции, мозг «помнит» образ с расстояния в несколько метров.

 

Вот и получается, что фактически, не важно, чем мы снимаем, с каким конкретно фокусным расстоянием (ну если конечно нет проблем с геометрией картинки, «бочки» и «подушки»), что бы наш мозг не противился перспективным искажениям, и принимал картинку портрета в соответствии с тем образом, с которым он сопоставляет на основе своего опыта, человеческое лицо надо фотографировать с расстояния в несколько метров.

 

Если взять два объектива, один широкоугольник, второй «портретный», с одинаково исправленной геометрией, то при фотосъемке лица человека с одинакового расстояния мы получим одинаковые перспективные искажения. Разница лишь в заполнении кадрового поля.

 

При фотосъемке с близкого расстояния на широкоугольный объектив лицо человека будет занимать почти весь кадр, то с того же расстояния портретным объективом мы получим лишь отдельные детали лица. Но, если отойти от человека на такое расстояние, что бы на кадре, сделанном на портретный объектив лицо человека занимало, к примеру пол кадра, и повторить кадр на том же расстоянии, но уже с широкоугольным объективом, то мы увидим, что лицо – лишь малая часть кадра, но при этом перспективные искажения равны перспективным искажениям кадра, снятым портретным объективом(если конечно же у обоих объективов одинаково исправлена геометрия, нет «бочки» и «подушки»).

 

Другое дело, что при фотосъемке крупнолицевого портрета с расстояния в несколько метров, при использовании широкоугольного объектива лицо человека будет занимать лишь малую часть кадра.

 

Так что на самом деле все дело не миллиметрах фокусного расстояния, не в количестве диагоналей кадра, а в том, с какого расстояния мы снимаем. Ведь именно такой образ, именно с такими перспективными искажениями сложился в наших мозгах. Все дело в психологии восприятия.