Пару недель назад фирма Никон анонсировала свою новинку, фотоаппарат Nikon D800, пришедший на замену полнокадровому D700. За эти пару недель уже утихли споры в интернете по поводу технических характеристик новинки, постепенно утихли обсуждения. Но меня заинтересовала только одна характеристика, а именно разрешение матрицы, которое в новинке составляет аж 36 с копейками миллионов пикселей. Давайте рассмотрим чуть-чуть подробнее, какие плюсы и минусы таятся в таком разрешении.

 

14-ти битный raw файл с такой матрицы без сжатия занимает объем в 74,4 мегабайта, а т.к. такой объем надо записать на карту памяти, то в первую очередь будет важна скорость записи вставляемых в этот фотоаппарат флеш-карт. Да и объем флешек тоже понадобится не маленький, на 16ти гигабайтную карту памяти влезет пару сотен raw-файлов.

А потом весь этот объем информации будет «пережевывать» raw-конвертер, занимаясь конвертацией, применением тоновых кривых и демозаикой для чего понадобятся и большие процессорные мощности, и большие объемы оперативной памяти. Да и винчестеры понадобятся тоже быстрые, что бы успевать быстро подавать данные и успевать записывать результат.

А ещё, вскорости, после начала продаж я ожидаю волну негативных откликов об этой новинке, а именно что новая камера очень боится шевеленки. Посудите сами, разрешение увеличилось в три раза, размер матрицы фактически равен размеру матрицы предшественника, значит, физический размер одного пикселя уменьшился. И при одинаковых установленных объективах меньший угловой сдвиг за время экспозиции уже даст «шевеленку» на кадрах. Банальная геометрия. Такие же отзывы посыпались в интернет после начала продаж Nikon D7000.

Хотя у такого, по сути, огромного разрешения матрицы есть и один важный плюс, о котором мало кто догадывается. И плюс это как раз и кроется в таком огромном разрешении.

Как известно, в большинстве современных матриц используется так называемый фильтр байера, когда 4ре пикселя организованы в ячейку RGGB, и каждый пиксель фиксирует лишь один цвет. А в последствии, либо процессор внутри фотоаппарата, либо raw-конвертер на компьютере производит демозаику (дебайеризацию), восстанавливая «потерянные» данные, т.к. фактически один пиксель сохраняет лишь 1/3 цветовой информации.

А ведь мы можем и не проводить дебайрезацию. Есть такое слово «binning» (биннинг). Биннингом называется процесс суммирования или объединения пикселей. И проведя биннинг с матрицей 2х2 мы получаем практически без потерь восстановленное изображение. Да, конечно, мы при этом теряем в суммарном разрешении снимка, при изначальных 7360*4912 точках мы получим лишь 3680*2456, т.е. 9млн. Мало? А ведь это практически равно отпечатку 20*30см при 300dpi разрешении. Или плакату 60*90 при 100 dpi. При этом это гораздо более реальные пиксели, чем «придуманные» на две трети в процессе дебайеризации в RAW-конвертере. Вот такая вот математика получилась.


Tags: